Фольклор в музыке русских композиторов

Цель урока: - Прививать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке. Используемые учебники и учебные пособия: - Учебник музыки Сергеевой. Критская, Шмагина 5 класс. Используемое оборудование: - Интерактивная доска. Краткое описание: - Проследить единство и связь литературы и музыки, на примере русского народного характера и его музыкального образа. Русские композиторы часто обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, легендам.

На интерактивной доске - портрет композитора А. Лядова, ученика Н. Римского-Корсакова, который создал несколько симфонических миниатюр небольших пьес, на темы русских фольклорных сказок. Среди них - картина к русской народной сказке "Баба-Яга", сказка "Волшебное озеро", народная сказка "Кикимора". Кикимора - это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Наиболее распространена Кикимора болотная - злое, хитрое, привередливое существо, созданное воображением русского народа.

Литературной основой лядовской "Кикиморы" послужила одна из сказок, записанная собирателем фольклора И. Именно его текст открывает партитуру. На слайде интерактивной доски: изображение и описание Кикиморы.

С утра до вечера Кикимору веселит котик Баюн, рассказывает сказки заморские. С вечера до рассвета они качают Кикимору в ее хрустальной колыбели. Ровно через семь лет Кикимора вырастает: она очень маленькая, очень черная, и голова у нее очень маленькая, размером с наперсток, а туловище неузнаваемо, как соломинка. Кикимора с утра до вечера стучит и гремит; с утра до полуночи она прядет конопляную шерсть, и вяжет конопляную пряжу, и плетет шелковый шнур.

Кикимора имеет зуб на все человечество. К началу XX века и в России, и в Европе было достаточно музыкальных ресурсов, чтобы создать нечто фантастическое, таинственное и ужасающее: Лядов мастерски использовал ползущие и воющие гаммы, стонущие колыбельные, толчки и прыжки, шорох и свист, чтобы изобразить свою Кикимору, существо одновременно жалкое и страшное. Его музыка - это торжество музыкально-декоративной фантазии в духе стиля модерн, где многочисленные штрихи и детали, прорисованные внимательной и тонкой музыкальной "кистью", напоминают глазурованные изразцы русских теремов, палехские лаковые миниатюры или хохломскую роспись. <Лядов пленяет пластикой и красотой музыкальных красок, чарующим звучанием оркестра; вслед за поборниками народного счастья, вслед за Странниками и "Могучей кучкой", Лядов не утомляет философскими подтекстами, ни к чему не призывает, не пытается достучаться до души или совести. Эта отстраненная прозрачность сродни искусству Виктора Васнецова, его современника и коллеги по цеху.

Лядов как никто другой знает и любит характер своего народа: Музыка Лядова передает поэзию "Емели на печи", поэзию ленивого созерцания, воспетого Гончаровым в бессмертном "Обломове". Его мысли изящны, но фрагментарны, они нанизаны друг на друга, но не претендуют на развитие: этой музыке, как и русской истории, кажется, не хватает самой малости, чтобы развернуться в полный рост. Музыка Лядова - это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворяющиеся в паузах: намек на волшебное "завтра", которого никогда не было.

Вопрос к детям: Какую музыку вы бы сочинили о героях сказки, и какие оркестровые тембры вы бы использовали? Прослушивание "Кикимора А. Лядова" в сопровождении слайдов с изображением героев сказки. Вопросы: Кто из героев запомнился вам ярче всего, совпали ли ваши представления с музыкальным образом композитора? Как он завершает свою миниатюру и что хочет сказать? Заключение: Сегодня мы совершили музыкальное путешествие в сказку.

Что вам понравилось больше всего? Кого бы вы хотели нарисовать дома: Кикимору, Кота-Баюна или сказочника?

Навигация

thoughts on “Фольклор в музыке русских композиторов

  1. Вообще, когда видишь такое, посещает мысль, а ведь это ж так просто, ну почему я это не смог придумать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *